170100, Тверь, ул.Советская, д.10
Тел: (4822) 34-37-38
Для корреспонденции: info@tvereparhia.ru  
Информационный отдел: tvereparhia@list.ru
Вернуться на новый сайтПодать записку


О женской и монашеской судьбе

О женской и монашеской судьбе

– Кому бы из девушек, молодых женщин Вы посоветовали бы задуматься об уходе в монастырь?

– Для того чтобы прийти в монастырь, в первую очередь необходима твердая православная вера. Также нужно понимать, что главной целью жизни любого человека является спасение души. Есть красивая сентенция о том, что каждый человек должен родить сына, построить дом и посадить дерево. Однако все это хорошо в качестве дополнения к основному назначению человека, о котором сказано выше. Также очень важно обладать способностями к монашеству. Это неконфликтность, жертвенность, готовность помочь ближнему, подставить плечо, склонность к самоанализу и признанию своих ошибок, умение терпеть, прощать, и самое главное – способность отсекать свою волю, как в армии (не даром монахов называют воинами Христовыми). Человеку горделивому, эгоистичному, склонному настаивать на своем, в монастыре не прижиться. И конечно, думать о монашеском пути не заказано тем, у кого нет социальных долгов: несовершеннолетних детей, престарелых немощных сродников и т.п.

О приходе в монастырь можно думать не только молодым, но и людям среднего и старшего возраста. Здоровья и физических сил у них, конечно, меньше, но опыт жизни при социалистическом строе (с по сути христианской нравственностью) позволяет добиваться определенного успеха на монашеском поприще.

- В храмах много одиноких молодых женщин. Почему хорошую православную девушку не берут замуж или она не может найти себе мужа?

- Мне кажется, что сейчас в стране кризис семьи. Нашим соотечественникам навязываются чуждые ценности: бери от жизни все, наслаждайся, живи красиво. А семейная жизнь требует самоотвержения, труда, жертвенности. Вот молодые люди и вступают в так называемые «гражданские браки», которые ни к чему не обязывают, но и ничего не дают. Из-за кризиса семьи, из-за того, что традиционные ценности преданы в обществе забвению, доброй, порядочной, серьезной девушке трудно создать настоящую семью, а на греховный «гражданский» союз она не согласится. Но это проблема не только девушек, это проблема и благочестивых юношей. Не раз приходилось мне слышать: «А на ком жениться? Хороших девушек вокруг не видно…»

- Может быть, девушки ищут идеального мужчину и принять реального человека со всеми его слабостями им трудно?

- Конечно, за кого попало выходить не стоит. Любая женщина хотела бы обрести в муже нравственную опору, друга, труженика, кормильца, заботливого отца своим детям. Идеальных людей нет, но недостатки разные бывают. Если потенциальный муж не пропускает ни одной юбки, или частенько бывает навеселе, или в один день проигрывает всю зарплату, то надо очень и очень подумать, хватит ли у тебя терпения и сил жить с таким человеком. Особенно, когда кончится медовый месяц и начнется проза жизни. Иногда можно услышать от юной девушки: «Я его люблю! Я его перевоспитаю!» Да, изредка это получается ценой невероятных трудов и страданий. Но чаще измученная разочарованная женщина, потеряв время и истощив силы, расстается со своим избранником. Как правило, при этом остаются дети, и создать вторую семью ой как непросто! Но если избранник не страдает названными страстями, а просто имеет какие-то минусы, ну, например, ленивый или жадный, но при этом нравится молодой девушке, то мне кажется, это не мешает созданию семьи. У нас всех хватает недостатков и слабостей. Надо учиться терпеть и прощать друг друга. И очень важно познакомить своего избранника с духовником и родителями. Посоветоваться с ними.

- Любовь приходит в браке не сразу. После многих лет совместных трудов, скорбей, через терпение…

- Да, это верно. Страсть мгновенно вспыхивает и быстро гаснет. А созидание подлинной любви требует много труда и продолжительного времени. И еще добавлю – искренней веры в Господа. Сколько раз я видела супружеские пары на грани развода, когда уже не удерживают вместе ни дети, ни возраст, ни квартира… Но вот один из супругов начинает ходить в храм, воцерковляться, и семья восстанавливается, укрепляется. Потом приходит в храм другой супруг, и все встает на свои места, любви и согласия бывает больше, чем в первые годы совместной жизни. Муж становится главой семьи, жена перестает «рулить» и занимает подобающее ей место, начинает слушаться супруга. Мне кажется, что именно женщина пытающаяся быть в семье командиром, разрушает свой семейный очаг. Мужчина не может быть под каблуком у жены - это противоестественно, ненормально. И, он либо спивается, либо уходит к другой…

- Если не получилось выйти замуж, если смысл идти как раньше в монастырь? Сможет, ли монастырь стать защитой для неудачниц в семейной жизни?

- Тут не может быть однозначного ответа. Одна девушка не вышла замуж, потому что по промыслу Божию ей надо было идти в монастырь. А другая барышня осталась в девках в силу неуживчивого, строптивого характера. Такой в монастыре будет трудно. Но кроме супружества и иночества есть и третий путь – благочестиво служить в миру и служить ближним: безвозмездно помогать многодетным семьям, инвалидам, вести миссионерскую работу, трудиться в храме. Но в любом случае можно себя испытать: взять отпуск, пожить один месяц в обители, приглядеться, узнать изнутри монашескую жизнь, чтобы понять: твоя ли это стезя. Ведь далеко не каждая женщина может стать монахиней. Тут, как в любом деле нужны призвание и способности. Самые главные из них – это послушание и самоотвержение. А часто ли это увидишь в современных женщинах? Феминизм дал свои ядовитые поросли.

- Совет игуменьи: выходить ли замуж по любви, ожидая годы, когда она придет, или не рисковать – брать того, кого судьба посылает, чтобы семью устроить, детей родить?

- Отвечу на этот вопрос с оговоркой: у меня нет опыта семейной жизни (монахи как известно, живут целомудренно, безбрачно), но в монастырь нередко приходят люди со своими проблемами, невзгодами, и некоторые наблюдения и выводы у меня есть. Часто девушки вступают в брак по влюбленности – это яркое, сильное, но недолговечное чувство. Нередко – год прошел, и разбежались молодожены (прошла любовь). Но все-таки какая-то симпатия должна быть. Из этого зернышка – взаимного расположения – со временем (при правильном поведении супругов) может вырасти прекрасное и многоплодное дерево супружеской любви. И, конечно, надо все хорошенько обдумать и взвесить: способен ли ваш избранник к семейной жизни? Хотите ли вы, чтобы именно он был отцом ваших детей? Нет ли у него пагубных привычек (наркомания, алкоголизм, игромания, патологический эгоизм). Крайне необходимо посоветоваться с родителями, священником. Они же опытнее, умнее нас, любят нас и желают нам добра, и пренебрегать их советами неразумно. Родительское благословление, благословление Церкви является залогом семейного благополучия.

- А в монастырь стоит идти девушке за советом насчет замужества?

- В монастырь всегда обращаться хорошо. Здесь помогут. Если настоятельница сама не сможет дать совет, она привлечет монастырского священника, подскажет, к кому обратиться.

- Как выглядит жизнь молодой женщины (еще не монахини) при монастыре?

- В любом монастыре, как правило, кроме братий и сестер, есть трудники и трудницы. Живут они обычно в отдельном корпусе, исполняют послушания, на службы ходят, но пострига не принимают. Присматриваются к монашеской жизни, себя испытывают. По разным причинам люди приходят в монастырь. Кто-то из них впоследствии становится монахом, а кто-то в мир уходит.

- А такой вариант: живешь в своей квартире, желательно рядом с монастырем, ходишь на службы, а в то же время – свободна. Главное, что живешь отдельно…

- Как временный вариант допустимо, пока решаешь, какой путь избрать (монашество или супружество). Смысл жизни – служить Богу и людям, и через это спасти свою душу. Монашествующие больше служат Богу, хотя и живут среди людей. Мирская женщина, по словам апостола, спасается чадородием. А иначе жизнь становится удобной, приятной, но бесплодной: ни Богу свечка, ни тому, который с копытами, кочерга. Раньше тоже не каждая женщина выходила замуж, но она помогала братьям, сестрам растить детей, трудилась в семье, при храме, была полезным членом общества.

– Женщина – сосуд немощнейший… Наверное, и в женских монастырях допустимы какие-то послабления в посте, в бдениях, в послушании?

– В монастыре слово «послушание» имеет два значения: это внешнее и внутреннее послушание настоятельнице, которая в женском монастыре осуществляет духовное руководство сестрами если монастырь многочисленный (что в наше время не часто бывает), то игуменья, как правило, прикрепляет молоденькую послушницу к более опытной и преуспевшей монахине, которая ее наставляет. И в этом смысле послушание было и остается основой монастырской жизни, т.к. через послушание отсекаются страсти, крепнет воля, приобретается смирение, без которого, как известно, нет спасения. Этим же словом «послушание» в монастыре называются все работы и должности, например, инокиня Н. исполняет послушание благочинной, а монахиня Х. - регента, или сегодня четыре сестры несут послушание на огороде, а две – на кухне. И в данном случае обязательно учитываются возможности сестер: состояние здоровья, возраст, способности, психические особенности, характер. Монастырь - это не концлагерь, выше сил нагрузку никогда не дадут. Что касается поста, то и тут есть правило: молодые, которые физически много трудятся, едят досыта, те, кто постарше стараются воздерживаться, но это личное дело каждого – в тарелку к тебе никто смотреть не будет. Больным, если это необходимо, тоже в посте бывает послабление, хотя часто строгой диетой, даже голодом, лечатся очень многие болезни. Относительно молитвы скажу: на Литургии, кроме кухонных сестер, которые меняются, и больных, обязаны быть все. Еще у каждой сестры есть келейное правило: у новоначальных и послушниц небольшое, у инокинь и монахинь значительно больше. По слову апостола Павла «непрестанно молитесь» мы стремимся овладеть непрестанной Иисусовой молитвой. Если совсем коротко, то монашество– это труд и молитва. Молитва выше.

– Раньше обеспеченная девица, вдова из дворян или купцов могла пойти в монастырь вместе со своей служанкой, купить отдельный домик или келию, жить отдельно, ходить на общие церковные службы…

– Да, были до революции такие своекоштные обители, где каждая сестра сама себя обеспечивала. И наш монастырь был именно таким до закрытия. Но сейчас практически все монастыри в России общежительные, когда и келии, и трапеза, и все имущество – общие. Спасаться лучше и легче вместе. Мы пришли сюда, чтобы возродить монашескую жизнь на этом святом месте. И с полной ответственностью могу сказать, что за прошедшие годы у нас сложилась все-таки духовная семья, и монастырь стал нашим домом. Мы – сестры, и ближе друг к другу, чем, подчас, к кровным родственникам, наш союз скрепляет единая вера и общая цель. И это возможно только в общежительном монастыре, когда учишься терпеть и прощать, подставлять плечо и не тянуть одеяло на себя. А так бы и сидела в келье со своими страстями и кичилась бы мнимыми добродетелями.

– Многие боятся, что и в монастыре их ждет женский коллектив со всеми его «прелестями»: сплетнями, интригами…

– Да, это бывает. Некоторые женщины к этому склонны. Но, как правило, процент их в монастырях значительно ниже, чем в мирских коллективах. Мы все-таки стараемся жить по заповедям Христовым. Конечно, любая из нас может и позавидовать, и посудачить, но это не имеет хронического характера. Как и любая страсть, это лечится. С этим мы боремся. Мы живые люди и иногда наступаем друг другу на любимые мозоли – всякое бывает. Чем разрешаются конфликты в монастыре? «Прости меня. – Бог простит!» И чаще всего это бывает в тот же день, что и стычка. Хотя это примирение не гарантия, что завтра все не повторится. Но вся жизнь монаха из этого и состоит : упал – встал, упал – встал… Мы учимся прощать, терпеть, любить, смиряться… Это больно и трудно. Но какая бывает радость, когда что-то в себе преодолеешь!

– Отказалась женщина от мира, пришла в монастырь. Начнется ли здесь строгая жизнь, если ее не было в миру?

– Да, конечно. Этому очень способствует монастырский чин, устав. Мне кажется, что жизнь в монастыре можно уподобить службе в армии. Только мы воюем не с врагами Отечества, а с собственными страстями и врагом рода человеческого, т.е. дьяволом. Нередко в святоотеческой литературе монахи именуются воинами Христовыми. И монастырь, точно так же как и армия, дисциплинирует человека, делает его более волевым и мужественным. А степень преуспеяния, по словам преподобного Серафима Саровского, зависит от решимости.

– Мысленно возвращаясь к началу монашеского пути, какие надежды и ожидания исполнились, какие не исполнились?

– Если обратиться к началу монашеского пути, то необходимо сказать о безмерной Божией милости: мне посчастливилось окормляться у великого старца – архимандрита Наума (самого главного человека в моей жизни, от которого я и получила благословение на монашество в достаточно молодом возрасте – в 28 лет). Игуменья Иулиания и игуменья Евпраксия с самого начала являются моими друзьями и духовными наставницами. Сердце мое горело, я мечтала о великих подвигах поста и молитвы, о смиренном терпении скорбей и поруганий, о стяжании Духа Святого, о святости. Но увы и ах! Я не оправдала собственных надежд. Чем дольше живу в монастыре, тем больше убеждаюсь в своей негожести. Батюшка Наум нередко спрашивал нас: «Ну, когда же вы станете святыми?», тем самым давая понять, что этот путь открыт для каждого, но мало кто торопится на него вступить. Но не теряю надежды на спасение в качестве кающегося грешника, а не праведника. 

Взгляд же на монашество не изменился – я до сих пор твердо убеждена, что это лучший и для меня единственный способ существования. Это труд и молитва, стремление избавиться от страстей и приобрести добродетели. И очень важно и чудесно, что Господь объединяет в духовную семью совершенно разных, чужих по крови людей. И связь эта сильнее, чем с родственниками, ибо Господь Иисус Христос сказал: «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).

«Тверские епархиальные ведомости»

Возврат к списку